Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
Reuters
Госрегулирование не спасает украинских водителей от дефицита бензина и дизтоплива. Заграница, вопреки заявлениям президента Зеленского, тоже не справляется с помощью. Личный автомобиль — уже настоящая роскошь, а цены на перевозки растут на глазах. Посевная также под вопросом. Крупные сети АЗС не видят скорого выхода из топливного кризиса.
Заправиться по блату
Впервые с дефицитом топлива украинцы столкнулись еще в конце февраля — из-за прекращения поставок из Белоруссии и России. Достаточно сказать, что в прошлом году доля двух стран в украинском импорте дизельного топлива составляла 42% и 30% соответственно. С бензином ситуация была похожая. Правда, на тот момент на Украине были как минимум месячные запасы топлива. А недавно Государственное бюро расследований Украины сообщило об аресте 51 белорусского железнодорожного вагона-цистерны с дизельным топливом, которые прибыли на территорию Украины 23 февраля. В цистернах было залито 3 тыс. тонн дизтоплива, произведенного на нефтеперерабатывающих заводах в России и Белоруссии.
Однако к концу апреля в некоторых регионах вопрос — где заправиться — снова встал в полный рост. Особенно он раздражал жителей центральной и западной Украины, которых военные действия коснулись в меньшей степени. Например, в Виннице ещё неделю назад начали отпускать по 10 литров бензина в руки. Но тогда ещё можно было встать в очередь на АЗС по второму-третьему разу и таки залить полный бак. Но с начала этой недели такой фокус не проходит. Жители Хмельницкой, Львовской и пр. областей буквально мечутся с канистрами по городу в надежде раздобыть «лишние» 5-10 литров бензина.
При таком дефиците ещё и ценники на топливо зашкаливают. По блату сегодня можно заправиться примерно гривен за 50 (больше 115 рублей) за литр 95-го. И то, если очень повезет.
Бунт на АЗС
На Украине цены на бензин и дизель регулируются государством. С учетом максимальной торговой наценки бензин должен стоить на АЗС не больше 34,1 грн (80,14 руб.), дизель — 38,66 грн (90,85 руб.). Заправщики недовольны и откровенно не желают работать себе в убыток. Они говорят, что сегодня оптовая стоимость выше, чем в рознице. Например, на опте дизель продают по 39,5 — 44 грн (93-103 руб.). С бензином ситуация не многим лучше — там убытки чуть меньше.
«Люди живут в параллельной вселенной. 45 гривен цена в опте сегодня на дизель, как он может стоить 40 в рознице? — возмущается действиями правительства владелец сети Prime Дмитрий Леушкин. — Топлива не будет по этим ценам, никакого. Разве что газ может появиться, потому что государство цены на него не регулирует. Но фуры ведь на газе не поедут, а лимит дизеля в 10 литров — только чтобы двигатель прогреть... Вы не знаете, что такое ажиотаж? Вы разогрели рынок, теперь он не успокоится, пока у всех в гараже не будет по десятку полных канистр стоять. Это как аналог валютного рынка, только интервенцией можно пожар тушить».
Многие сетевые заправки начали бунт. Самые смелые подняли цены выше разрешенных. Стали обнулять карточки постоянных пользователей, ввели лимит (начиналось всё с 20 литров в руки, сейчас в некоторых областях — не больше 5 литров в сутки), перестали продавать за безнал. А некоторые заправки на стеллах вообще выставили одни нули — мол, нет топлива, хоть тресни. Как говорит глава консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн, на самом деле это в большинстве случаев не так. «Всегда есть резерв для коммунальщиков, военных, корпоративных клиентов. Но могут не продавать в розницу», — пояснил он. Кстати, в некоторых сетях действительно приоритет в заправке отдают только спецтранспорту или владельцам специальных талонов. То есть теробороне и пр. Но даже они получают не более 40 литров.
Топливо заканчивается
Впрочем, Куюн говорит, что с топливом действительно проблемы: продаются только запасы производства Кременчугского НПЗ (его разбомбили и с начала апреля завод не работает), которые, по всей видимости, иссякают. Аналитик также говорят, что дефицит образовался из-за повышенного спроса со стороны аграриев. Посевную всё-таки начали проводить в тех регионах, где это возможно. Но и они страдают от нехватки и дороговизны топлива.
«Сейчас вопрос уже даже не в цене, а в физической доступности топлива. С каждым днем его становится все меньше, рынок “высыхает” просто на глазах», — согласен Леушкин. Он считает, что из-за просчета правительства бизнес не может завозить бензин из Европы. Госрегулирование не дает «бензин и дизель даже единичными бензовозами». Если бы это произошло, то, по его версии, за месяц ситуация бы стабилизировалась. «Но теперь время уже потеряно. Даже если я захочу нарастить поставки, быстро этого не сделать. Чтобы привезти ресурс из Румынии, среднестатистический бензовоз тратит в общей сложности 16 дней на дорогу (сюда входит время на границах, загрузка, развозка по Украине). В итоге он доставляет 30 кубов топлива, которое расходится на одной АЗС за день», — пояснил бизнесмен украинским журналистам.
«Кто бы что ни говорил, не навозишься автомобильным транспортом. Раньше нефтепродукты шли вагонами по ж/д и каждый день были разгрузки. Бензовозы с таким потоком не справятся, тем более, что много проблем с получением разрешений. У нас 30 машин стоит в ожидании документов. Многие страны упростили въезд для наших бензовозов, но, к примеру, Польша пока не упростила, а как раз оттуда заходят основные объемы. Так что дефицит будет только нарастать», — прокомментировал ситуацию руководитель отдела маркетинга сети «БРСМ -Нафта» Александр Мельничук.
Чиновники настроены более оптимистично. Первый вице-премьер и по совместительству министр экономики Юлия Свириденко уверенно обещала ликвидировать дефицит за 7 дней. Они, кстати, уже заканчиваются. Якобы, есть законтрактованные объемы топлива на территории Западной Европы и решается только вопрос их доставки. Правда, Свириденко честно призналась: будет подорожание, «это связано, прежде всего, с большей стоимостью логистики из-за сложных маршрутов и использование нескольких видов транспорта».
Помогают Турция и Молдавия
Куюн говорит, что ряд крупных компаний действительно подписали контракты на поставку бензина из Европы, но выяснилось — нет свободных локомотивов и вагонов. Решить проблему помогли бы мелкие трейдеры, но из-за госрегулирования цен доставка одной машины выходит дороже, чем доход от продажи этого объема на внутреннем рынке.
Но безвыходных ситуаций не бывает. В последней декаде апреля спасением для Украины стал небольшой дунайский порт Джурджулешты в Молдавии. Темп захода танкеров там за 10 дней был вдвое выше, чем в прошлом году — более 44 тыс.тонн нефтепродуктов. Почти половина — из Турции. По данным регулятора Anre, в 2021 году Молдавия не импортировала турецкий бензин, а доля дизтоплива из Турции в общем импорте составила 2,5%, или всего 16,2 тыс. тонн. Ещё больше топлива в Молдавию везут из Румынии — автомобильным и железнодорожным транспортом. Там, если тщательно поискать, можно найти концы и поставщиков с «пропиской» в странах СНГ и даже России.
Правда, переправить топливо на Украину из Молдавии проблематично. Как говорит эксперт Института русского зарубежья Игорь Иваненко, по самому короткому магистральному пути через Приднестровье Молдавия поставлять не может. Поэтому горючее отправляют через северные и центральные районы республики, а железная дорога нуждается в модернизации и не используются на полную мощность.
Вот и получается, что зарубежный бензиновый поток превращается в тоненький ручеек, не покрывающий всех нужд Украины. И одним госрегулированием цен ситуацию не спасти. Что будет с посевной, нуждами военных и даже элементарными пассажирскими перевозками, аналитики предсказывать не берутся. Ну, а частникам придется как-то решать эту проблему самостоятельно. Или пересаживаться на велосипеды.
Источник: aif.ru