Индия заинтересована в российских энергоресурсах, подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский, но западные санкции способны влиять на специфику наших отношений.
Tata Steel отказалась от российского угля
Значение Индии для РФ возросло
Издание Financial Times сообщило, что Tata Steel – крупнейший в Индии импортер угля, перестанет покупать топливо из-за рисков, связанных с вторичными антироссийскими санкциями западных государств.
Индия увеличила закупки угля в России по причине высокой стоимости доминирующего в регионе австралийского угля. Одна Tata Steel за первые три месяца 2022 года импортировала 617 тысяч тонн угля из РФ для своих хозяйственных нужд.
В 2021 году Россия экспортировала 227 млн тонн угля, 129 млн из которых ушло на Азиатско-Тихоокеанский рынок, частью которого является Индия. Отказ Tata Steel является печальным фактом, но статистически ни на что не влияющим.
Tata Steel представляет собой международную компанию, интересы которой прослеживаются не только в Азии, но и в ЕС, из-за этого там приняли решение отказаться от российских закупок, которые были вызваны желанием индийской стороны сэкономить.
Проблема не в Tata Steel, а в тренде – значимость индийского рынка возросла для России после 24 февраля 2022 года и введения антироссийских санкций.
Российские компании уже подписали с индийцами несколько контрактов на поставку нефти, которая раньше шла в Европу, но давление продолжит усиливаться, а США с Евросоюзом будут бравировать в диалоге с индийцами вторичными санкциями.
Россия перенаправила поставки нефти в Индию
Индийские контракты по нефти были подписаны через трейдера Trafigura, который с 15 мая 2022 года прекращает работу с российскими компаниями. Это усложнит сотрудничество, но его будущее зависит от готовности индийцев торговать с Россией.
Объективно мы должны наладить сотрудничество: у индийцев огромный рынок, где не хватает энергоресурсов, которые есть у РФ. Потребление нефти в Индии в ближайшие годы вырастет на 3 млн баррелей в сутки, примерно столько мы продавали в ЕС.
Западные санкции продолжат влиять на индийские компании
«У нас есть опыт контракта на С-400, который закупала не частная компания типа Tata Steel, а индийское государство. На этом уровне западные санкции вряд ли будут эффективны в плане воздействия на Индию», — констатирует Волхонский.
США в течение нескольких лет угрожали ввести санкции против Индии из-за контракта по С-400 с Россией, но так и не решились этого сделать. Во-первых, это бы не привело к разрыву соглашения, а во-вторых, закрыло бы для США индийский рынок вооружений.
Однако у частных индийских компаний есть интересы на Западе, и это здесь сыграет.
«На государственном уровне санкции не будут иметь в Индии того эффекта, на который рассчитывает Запад. На рынке частных компаний возможны отскоки: они могут пойти на поводу у санкций для того, чтобы избежать последствий», — заключает Волхонский.
Запад объявил РФ санкционную войну
Сотрудничество РФ и Индии продолжится, но отдельные отступления возможны.
Определенно Индии нужны российские энергоресурсы – в стране дефицит по всем направлениям: в отличие от Китая в Индии нет ограничений на рост потребления угля, который и был предметом сделок с Tata Steel.
«Индийцы заинтересованы в увеличении сырьевого импорта: в энергетике Индии огромную роль играет уголь, на рынке нефти Нью-Дели так выступает ведущим импортером – своего черного золота в данной стране нет», — резюмирует Волхонский.
Индийские частные компании покупают нефть у Ирана, который со времен Трампа находится под американскими санкциями. Отмены «ядерной сделки» не будет – переговоры Вашингтона и Тегерана зашли в тупик, поэтому данный конфликт продолжится.
«Индия готова расширять связи с Россией, но вопросом является возможность каждой отдельной индийской компании противостоять санкциям Запада. О влиянии этого аспекта тяжело судить», — констатирует Волхонский.
Доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский
География остается проблемой
Вторым сдерживающим фактором является география. Индия находится далеко как от российских дальневосточных портов, так и от Черного моря, где стоят основные российские терминалы, а сухопутно мы отделены рядом геополитических конфликтов.
«Индия отделена от РФ странами Центральной Азии, Афганистаном и Пакистаном, с которыми у индийцев напряженные, а то и враждебные отношения. Ситуация в Афганистане также далека от урегулирования», — заключает Волхонский.
Мы можем сотрудничать только морским путем, а это очень большое логическое плечо по всем видам поставок. Строительство трубопроводов невозможно, как из-за больших расстояний, так и политической напряженности.
«География играет большую роль, поэтому перспективен проект Международного транспортного коридора через Россию, Азербайджан, Иран и дальше морским путем в Индию, но пока он не заработал на полную мощность», — резюмирует Волхонский.
Перспективы в российско-индийских отношениях есть, но санкции добавят им нюансов.
Источник: rueconomics.ru